Крылья границы

Вернуться на страницу : Авиатехника

Ан-2 (СХ-1, СХА)

Идея создания Ан-2 была выдвинута  О.К. Антоновым в октябре 1940 г. Это был проект многоцелевого самолета короткого взлета и посадки грузоподъемностью 1000-1500 кг для обслуживания труднодоступных районов страны, удовлетворения нужд сельского хозяйства и применения в качестве легкого военно-транспортного самолета. Но в феврале 1941 г. Проект был отклонён экспертами НИИ ВВС. Основная причина -малая скорость  полета  - не более 300 км/ч.

В августе 1944 г., учтя пожелания Н.С.Хрущева,  Антонов заканчивает переделку своего проекта в грузовой самолет-биплан, которому дает название «Везделет». Основная идея проекта заключалась в улучшении взлетно-посадочные характеристики самолета, если не сравнять его с геликоптером, то хотя бы приблизить к нему.

В августе 1945 г. Олегу Константиновичу  Антонову  было предложено  выехать в Новосибирск  и  возглавить филиал ОКБ при заводе №153 им. В.П.Чкалова. Была сформирована группа по разработке самолета-биплана. В группу разработчиков входили: Антонов  и Напреев - аэродинамический расчет, группа из 2-4 человек под руководством П.И.Закревского - прочностные вопросы, Попов  - проектирование фюзеляжа, Батумов – расчет крыла, Трунченковым  - оперение самоета. А.А.Замятин и Г.П.Шумков  - работы по системе управления,  А.В. Болбот - установка всего оборудования, включая сельскохозяйственное. Постройкой самолета, установкой двигателя и систем, обеспечивающих его работу, руководил Сенчук.

В начале 1947 г. в ОКБ-153 был построен  полномасштабный макет самолета в сельхозварианте под двигатель АШ-21. Эта машина получила обозначение СХ-1 или СХА. Антонов предложил использовать  детали, узлы и целые агрегаты от других самолетов. Колеса основных опор шасси взяты с самолета Ил-2, хвостовое колесо - с Ту-2. В конце июля 1947 г. первый экземпляр антоновского биплана был построен.

Фото 1 - Ан-2, только в полете живут самолеты!

23 августа 1948 г. Совмин СССР выпустил Постановление № 3187, утвердившее акт Госиспытаний опытного СХ-1 в десантно-транспортном и сельскохозяйственном вариантах с присвоением наименования «Антонов-2» (Ан-2). Серийное производство было начато  на киевском заводе № 473. Чтобы ускорить освоение Ан-2 заводом, Антонов, направляет в Киев группу конструкторов во главе с Сенчуком. На первом этапе запуска Ан-2 в производственный процесс было внедрено свыше 300 штампов, около 150 сборочных, станочных и контрольных приспособлений, поставлено 3 машины для групповой клепки, много другого оборудования. Наконец, в августе 1949 г. первый серийный Ан-2 был готов. К концу сентября программа заводских испытаний серийного Ан-2 была завершена. До мая 1950 г. была выпущена нулевая серия из четырех машин. На минимальных производственных площадях организовать крупносерийное изготовление Ан-2, которое началось в июне 1950 г., а до конца года уже было построено 46 самолетов.

Фото 2 - Ан-2, ключ на старт!

Для полетов на Ан-2  Лысенко А подготовил несколько заводских летчиков-испытателей, в т. ч. В.Г.Мареева, который впоследствии поднял в воздух 1494 серийных биплана киевской постройки.

Фото 3 - Ан-2, в кабине самолета

19 мая 1952 г. МАП издало приказ № 563 об организации на киевском авиазаводе представительства ОКБ-153 под руководством Е.К.Сенчука. А 2 декабря вышел приказ МАП №1369 о полном перебазировании ОКБ Антонова в Киев.

Фото 4 - Ан-2, В перерывах между полетами

Но судьба самолета была совсем не безоблачной, ходя за создание Ан-2 Сталинская премия была присуждена  коллективу разработчиков О.К.Антонову, А.Я.Белолипецкому, А.В.Болботу, В.А.Домениковскому, Е.К.Сенчуку и Н.С.Трунченкову, но в самом конце 1952 г., после постройки 185 самолетов, вышло постановление правительства о прекращении производства Ан-2 и развертывании в Киеве изготовления отсеков фюзеляжа бомбардировщика Ил-28. Всю оснастку для выпуска Ан-2 выбросили на улицу, цеха очистили, под дождь и снег вынесли даже незаконченные три фюзеляжа и пару крыльев.

Фото 5 - Ан-2, Заход на посадку

Самолет снова запустили в серию, и до 1963 г. в Киеве выпустили 3164 экземпляра Ан-2 различных модификаций.

Фото 6 - Ан-2, Над городом

В 1966 г. в СССР - на Долгопрудненском машиностроительном заводе под Москвой - началось производство Ан-2М. До 1971 г. Было выпущено  506 экземпляров (18 серий) Ан-2М.

Фото 7 - Ан-2, В полете

Единственной страной, по сей день продолжающей серийный выпуск Ан-2, остается КНР. Китайские самолетостроители получили документацию на производство Ан-2 в октябре 1956 г. Тогда, в годы первой пятилетки Китая, в стране возникла потребность в небольшом самолете общего назначения, и Ан-2 идеально подошел на эту роль.
В октябре первый китайский Ан-2, получивший обозначение «Фонг Шу-2», был построен. 7 декабря он поднялся в воздух, а в марте 1958 г. началось серийное производство этих машин. До конца года было выпущено 229 самолетов в сельскохозяйственном варианте, а в следующем году - 114 пассажирских машин. До 1968 г. в Наньчане построили 727 экземпляров «Фонг Шу-2» (18 серий, в каждой из которых насчитывалось не более 50 машин).

в мае 1970 производство передали Шицзячжуанскому авиазаводу (ныне SAMC - Shijiazhuang Aircraft Manufacturing Corporation - Шицзячжуанская авиационно-производственная корпорация). За год был построен 221 экземпляр биплана, который получил новое обозначение Y-5 («Юншучжи-5», транспортный самолет пятого типа). 25 декабря 1996 г. из сборочного цеха SAMC был выкачен 1000-й по счету Ан-2 китайской постройки. Темп производства Y-5 в настоящее время составляет 10-20 машин в год, а всего до конца 2002 г. в КНР было построено около 1100 антоновских бипланов.

Фото 8 - Ан-2, На закате...

Летно-технические характеристики

Модификация   Ан-2
Размах крыла, м   18.18
Длина самолета,м   12.74
Высота самолета,м   4.68
Площадь крыла,м2  
  верхнего   43.55
  нижнего   27.96
Масса, кг  
  пустого самолета   3400
  максимальная взлетная   5250
Тип двигателя   1 ПД Швецова АШ-62ИР
Мощность, л.с.   1 х 1000
Максимальная скорость, км/ч   250
Крейсерская скорость, км/ч   185
Практическая дальность, км   2000
Практический потолок, м   4500
Экипаж, чел   2
Полезная нагрузка:   12 пассажиров или 1300 кг груза

Вернуться на страницу : Авиатехника

Просмотров: 1033;

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика