Крылья границы

Вернуться на страницу : Авиатехника

Ан-26

После завершения разработки самолета Ан-24 и сдачу его в эксплуатацию в ОКБ Антонова был предложен проект нового варианта самолета, который отличался новой конструкцией носовой и хвостовой части фюзеляжа.  Новый самолет получил обозначение – Ан-26.

Фото 1 - Ан-26

У предыдущего варианта самолета (Ан-24Т) загрузка осуществлялась через боковую грузовую дверь, что доставляло большие неудобства и накладывало ограничения на перевозимый груз. Один из участников создания Ан-24Т А.П.Сошин образно сравнил его с лазом в погреб. В новом варианте самолета грузолюк состоял из трех створок. При воздушном десантировании они открывались во внутрь фюзеляжа, а при наземной загрузке нижняя использовалась как трап. Такая конструкция позволяла выполнять задачи по транспортировке и десантированию с воздуха не только грузы, но и легкую технику ВДВ. Проблемы с недопониманием в Министерстве обороны о необходимости такого самолета для нужд армии привели к тому, что официального заказа на разработку получено не было. Разработка началась по собственной инициативе ОКБ Антонова.

Фото 2 - Ан-26

Во время разработки самолета была спроектирована новая хвостовая часть.  Грузовой люк закрывался новой рампой оригинальной конструкции, которая являлась антоновским «ноу-хау». Рампа обеспечивала герметичное закрытие хвостового люка в полете. Во время погрузки и разгрузки служила трапом для самоходной техники и могла сдвигаться под фюзеляж, позволяя вести погрузку с кузова автомашины или сбрасывать грузы в воздухе. Конструкция рампы была запатентована в 8 странах мира. Разработку конструкции рампы осуществляли конструктора В.Т.Чмиль, В.А.Максимов, В.Т.Шведов, В.И.Орехов и М.Е.Бабкин.

Фото 3 - Ан-26

Доказывать удобство конструкции рампы пришлось на самом высоком уровне. Коллективом моделистов ОКБ Антонова моделисты В.М.Онуфриенко, В.П.Шаповалов, И.Д.Радченко, Ф.А.Овчинников, Р.Л.Штейнберг сделали действующий макет грузолюка самолета (масштаб 1:12), который демонстрировали руководителям различного уровня. В своих воспоминаниях В.И.Орехов  писал, что при очередном посещении нашей организации министром авиапромышленности П.В.Дементьевым, Антонов попросил Чмиля принести макет в его кабинет. Там Олег Константинович продемонстрировал работу грузолюка в действии, и Петр Васильевич сразу увидел перспективные возможности рампы. Здесь же присутствовал и наш сосед - директор Киевского авиазавода. Министр дал команду строить этот самолет и запустить его сразу в серию.

Фото 4 - Ан-26

12 марта 1968 г. вышло совместное решение МАП и ВВС о разработке Ан-26.
Непосредственно возглавлял создание Ан-26 заместитель главного конструктора В.А.Гарвардт. Основную роль в рабочем проектировании самолета сыграли подразделения, руководимые Е.А.Шахатуни, В.3.Брагилевским, Н.П.Смирновым, А.П.Сошиным и В.Н.Гельприным. Царившие там творческий подъем, энтузиазм и взаимопонимание позволили в короткий срок (январь-май) выпустить документацию и передать ее на серийный завод.

Фото 5 - Ан-26

21 мая 1969 г экипаж ОКБ в составе командира Ю.Н.Кетова, второго летчика В.А.Богданова, штурмана С.П.Кравченко, бортрадиста М.А.Тупчиенко, бортинженера П.Д.Игнатиенко и инженера-экспериментатора В.П.Лыновского впервые поднял Ан-26 в воздух.

Фото 6 - Ан-26

Было решено продемонстрировать новый самолет на очередном авиасалоне в Ле Бурже. Международная премьера Ан-26 прошла вполне успешно. Особенно заинтриговала иностранных специалистов конструкция рампы нового антоновского грузовика, положение которой выставочная бригада КМЗ меняла каждую ночь.  

Фото 7 - Ан-26

Первая серийная машина вышла из сборочного цеха 29 августа 1969 г. В первой половине сентября на ней были выполнены четыре полета по программе испытаний головного серийного образца, 27-30 сентября экипаж ГК НИИ ВВС (командир И.Я.Марков) выполнил еще два контрольно-приемочных полета, после чего машина получила допуск к эксплуатации в строевой части.

Фото 4 - Ан-26

Фото 8 - Ан-26

Полномасштабное производство Ан-26 было развернуто в 1970 г в соответствии с Приказом МАП №301. "Серийщики" успешно освоили новые технологические процессы, такие, как обработка деталей на станках с ЧПУ, взрывная и магнитоимпульсная штамповка, элетрохимобработка, сборка основных агрегатов по базовофиксирующим отверстиям и др. Строительство Ан-26 велось в весьма высоком темпе - до 14-16 единиц в месяц.

Фото 9 - Ан-26

В августе 1970 г. за достигнутые успехи завод был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Фото 10 - Ан-26

Производство Ан-26 продолжалось до 1986 г. В облете серийных машин принимали участие ведущие заводские пилоты, в т.ч. заслуженные летчики-испытатели СССР Б.З.Попков и С.И.Савченков. Было выпущено 144 серии, причем вторая и третья состояли из 2 машин, четвертая и пятая - из 5, а последняя - из 3. В остальных насчитывалось по десять самолетов.

Фото 11 - Ан-26

Общее количество выпущенных Ан-26 составило 1398 экземпляров, в том числе 564 для силовых ведомств СССР, 420 пошли на экспорт, а остальные - в МГА и другие министерства, например, МАП. По состоянию на 2001 г. в эксплуатации числилось 1168 самолетов.

Фото 12 - Ан-26

Первым зарубежным владельцем Ан-26 стала Польша. В 1972 г. на вооружение 1-й эскадрильи 13-го транспортного авиаполка (ТАП), базировавшегося в Кракове, поступили 7 самолетов, которые заменили Ли-2. Через два года к ним добавились еще пять Ан-26.

Фото 13 - Ан-26

Следом за Польшей «двадцать шестые» были поставлены и другим странам Варшавского договора. В 1974-84 гг. венгерские ВВС получили 10 таких машин, румынские - 14, а чехословацкие - 6. В 1980-85 гг. двенадцать Ан-26 нескольких модификаций поступили в дислоцировавшуюся в аэропорту Дрезден-Клоцше 24-ю транспортную АЭ ВВС ГДР, где сменили Ил-14Т.

Фото 14 - Ан-26

Немцы присвоили самолетам свои обозначения типов, двум «салонам» - An-26S, радиоразведчику - An-26SM (от Sonder-maschine - спецмашина), калибровщику - An-26М (от MeBflugzeug - буквально самолет-измеритель). Даже "транспортники" носили в Германии обозначение An-26Т.

Фото15 - Ан-26

 

Песня посвященная Ан-26

 

Для прослушивания песни Николая Анисимова перейдите по ссылке "Ан-26"

Летно-технические характеристики

Модификация   Ан-26
Размах крыла, м   29.20
Длина самолета,м   23.80
Высота самолета,м   8.58
Площадь крыла,м2   74.98
Масса, кг  
  пустого самолета   15020
  нормальная ная взлетная   23000
  максимальная взлетная   24000
Внутреннее топливо, кг   5500
Тип двигателя  
  основные   2 ТВД Прогресс (Ивченко) АИ-24ВТ
  дополнительный   1 ТРД МНПК Союз (Туманский) РУ-19А-300
Мощность  
  основные, э.л.с   2 х 2820
  дополнительный , кН   1 х 7.85
Крейсерская скорость, км/ч   440
Практическая дальность, км   2550
Дальность действия, км   1100
Практический потолок, м   7500
Экипаж, чел   5
Полезная нагрузка:   40 десантников или 24 носилок с сопровождением или 5500 кг груза

Вернуться на страницу : Авиатехника

Просмотров: 4209;

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика