Вернуться на страницу : Авиатехника
Як-40
Як - 40
Фото 1 - Як-40. Взлет.
В конце 50-х годов возникла необходимость создания самолета, который мог бы заменить поршневые самолеты, работающие на местных авиалиниях ИЛ-12 и "ИЛ-14. В 1960 году вышло постановление Совета Министров СССР о создании первого реактивного самолета.
Фото 2 - Як-40. Красота полета.
Разработку проекта вело ОКБ имени Яковлева. Проект получил название Як-40. На разработку проекта и создание первого экземпляра было потрачено всего один год. 21 октября 1966 года летчик-испытатель Колосов Арсений впервые поднял самолет в воздух.
Фото 3 - Як-40. Кабина экипажа.
За время эксплуатации самолет показал высокую надежность и безопасность в эксплуатации на местных воздушных линиях (протяженность до 1500 км.). Вместимость – 27-32 пассажира. Крейсерская скорость истинная - 510 км/ч. Основная идея, заложенная в конструкцию машины - простота. Крыло имеет большую площадь - 70 м2. Что позволило отказаться от сложных многощелевых предкрылков и закрылков. В то же время сочетание такого крыла с тремя реактивными двигателями АИ-25 (тяга каждого - полторы тонны) и обеспечивает высокие взлетно-посадочные характеристики. Средний двигатель, размещается в фюзеляже, имеет реверс тяги - специальное устройство, изменяющее при торможении самолета направление струи выхлопных газов. Поэтому пробег машины при посадке - всего лишь 400 м. Причем реверсивные щитки - принадлежность самолета, а не двигателя. Это очень важно для унификации всех двигателей и упрощения замены среднего двигателя, если возникнет необходимость его отремонтировать.
Фото 4 - Як-40. Салон самолета.
Як-40 может взлетать при отказе одного из двигателей, а горизонтальный полет осуществлять на одном двигателе. В конструкцию самолета и шасси был заложен избыточный запас прочности, что позволяет осуществлять посадку и взлет с грунтовых аэродромов. За самолетом закрепились два прозвища: «железный окурок» – за малый размер и обильное дымление двигателей, и «истребитель керосина» - за расход горючего.
Фото 5 - Як-40. Заход на посадку.
Экипаж самолета включает в себя командира и второго пилота. Третье сидение, при необходимости, может быть установлено для бортового техника. Стекла кабины имеют электрический обогрев. Оснащение самолета это современным радиоэлектронным, навигационным и пилотажным оборудованием, которое позволяет осуществлять полет днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях. В состав оборудования входят - автопилот АП-40, курсовая система ГМК-1Г, авиагоризонт АГБ-3К, магнитный компас КИ-13, два автоматических радиокомпаса АРК-9, курсоглиссадная система посадки СП-50, радиовысотомер малых высот РВ-ЗМ. Радиосвязное оборудование включает командные радиостанции "Перо-11" (Р-860-11) или радиостанции "Ландыш-5" и "Балкан-5".
Фото 6 - Як-40. Посадка.
Эффективная воздушно-тепловая противообледенительной система добавляет плюсов самолету. Радиометеолокатор «Гроза» помогает обнаружить грозовые фронты по пути полета. Ресурс самолета около 30 000 часов, а срок службы - более 25 лет.
Прекрасная статья о Як-40 размещена на нашем сайте - "Посадка в слепую"
Фото 7 - Як-40. На рулежке.
С 1970 года началась поставка Як-40 на экспорт. В течении 10 лет 125 самолетов было поставлено в страны Европы, Азии и Республику Куба. Экспортные самолеты имели ряд отличий от серийных по составу пилотажно-навигационного и бытового оборудования.
Фото 8 - Як-40. Ночной аэродром.
Як-40 является первым советским самолетом, который продавался в капиталистические страны, которые имели свою собственную развитую авиационную промышленность. Первый свой сертификат соответствия самолет получил в марте 1972 года. Машина получила сертификат летной годности в Италии, а через полтора месяца - в ФРГ. И по сегодняшний день авиакомпании 16 государств мира эксплуатируют Як-40.
Летно-технические характеристики
Модификация | Як-40 |
Размах крыла, м | 25.00 |
Длина самолета,м | 20.36 |
Высота самолета,м | 6.50 |
Площадь крыла,м2 | 70.00 |
Масса, кг | |
пустого самолета | 9400 |
нормальная взлетная | 16100 |
Внутреннее топливо, кг | 3000 |
Тип двигателя | 3 ТРДД Прогресс (Ивченко) АИ-25 |
Тяга, кН | 3 х 14.71 |
Максимальная скорость, км/ч | 600 |
Крейсерская скорость, км/ч | 475-510 |
Практическая дальность, км | 2000 |
Дальность при полной загрузке, км | 800 |
Практический потолок, м | 12300 |
Экипаж, чел | 2-3 |
Полезная нагрузка: | 32 пассажира или 2720 кг груза |
Вернуться на страницу : Авиатехника
Просмотров: 300;
